Как деньги американских пенсионеров могут помочь Украине? Такой довольно неожиданный вопрос могли услышать участники встречи, состоявшейся на улице Банковой на прошлой неделе. Первого ноября президент Виктор Ющенко провел закрытую встречу с десятью представителями некоммерческой группы Russell 20-20. Эта группа известна тем, что объединяет $10 трлн., принадлежащих двадцати крупнейшим компаниям по управлению активами и двадцати наибольшим пенсионным фондам США. Среди них – AIG Capital corporation, AT&T Investment Management Company, GE Asset Management, General Motors Investment Management Corp., Deutsche Asset Management, SUN Group, Capital Group International.
Буревестники мирового капитала
Для Russell 20-20 развивающиеся рынки – такой же объект интереса, как и компании развитых стран. На emerging markets приходится 5-7% суммарных вложений ассоциации (в сумме это около $400 млрд.). В целом средства инвестфондов, входящих в группу, размещаются в 35 странах. Ежегодно Russell 20-20 рассматривает детально три-пять развивающихся стран, отслеживая изменения в основных финансовых показателях государственного сектора и интервьюируя менеджмент пятидесяти фирм-резидентов со смешанными активами в размере $5-7 трлн. «Это триллионные иностранные инвесторы. Представитель ассоциации самостоятельно принимает решение по поводу инвестирования в любую страну, в том числе в Украину, – рассказывает первый замглавы Секретариата президента Арсений Яценюк. – Например, в России они встречались с Фрадковым. Что дальше будет? Это их собственное решение. Если они поймут, что в Украине комфортные условия бизнеса – будут вкладывать».
Для Украины желательным может быть повтор того, как развивалась ситуация в России и Китае. Дело в том, что обычно такие визиты проходят перед тем, как в этих странах происходит настоящий бум развития фондовых рынков. После последнего российского визита делегации Russell 20-20 в 2002 году России был присвоен так называемый инвестиционный уровень кредитного рейтинга, что открывает возможность для вкладывания средств в ценные бумаги со стороны наиболее консервативных фондов. В первую очередь это касается фондов, управляющих пенсионными вложениями. В случае с Россией присвоение такого рейтинга привело к наплыву средств иностранных инвесторов на биржу, что позволило компаниям более активно привлекать капитал через размещение акций.
«Ассоциация Russell 20-20 не инициирует и не принимает решение относительно осуществления инвестиций. Но она является ведущей организацией, к которой обращаются наиболее мощные и престижные компании мира относительно осуществления анализа инвестиционных возможностей на финансовых рынках», – рассказывает председатель государственного агентства Украины по инвестициям и инновациям Виктор Ивченко.
Низкий «потолок»
Вопрос привлечения средств такого гиганта, как Russell 20-20, для Украины зависит от нескольких факторов. Прежде всего, важно само наличие инвестиционного рейтинга. Основными ориентирами являются оценки Standard & Poor's, Moody's и Fitch Ratings. Пока что Украина находится ниже так называемого «инвестиционного уровня».
Сегодня кредитный рейтинг Украины по существу еще операционный (спекулятивный), в то время как для капиталовложений инвестфондов уровня Russell 20-20 требуется иметь действительно инвестиционный, т. е. начиная с ВВ+. По результатам исследований, проведенных рейтинговыми агентствами в Украине летом-осенью 2006 года, долгосрочные обязательства в национальной и иностранной валюте оценены Standard & Poor's как ВВ и ВВ– соответственно, Moody's – Ва3, Fitch Ratings – оба ВВ-. Краткосрочные обязательства заработали более низкий уровень – В.
Среди прогнозов преобладает стабильный, но Fitch дает позитивный прогноз, что означает невысокие риски как политического, так и экономического характера, которые могли бы вызвать дефолт. Согласно данным Fitch Ratings, страновый потолок для Украины – ВВ-. Другими словами, предприятия-заемщики и регионы-заемщики не могут получить кредитный рейтинг выше суверенного «потолка» (ВВ-). С повышением уровня страны компании получают возможность повысить собственный кредитный уровень и благодаря этому увеличить продажи эмитированных ценных бумаг. Кроме того, чем выше рейтинг, тем ниже для него будет стоимость кредитных ресурсов. К примеру, в 2003 году Эстония, имея текущий рейтинг по версии Moody's Ваа1, заимствовала средства под 5% годовых, Словакия с Ваа3 – под 7,3%. В то же время для Украины с текущим спекулятивным рейтингом В2 стоимость кредитов достигала 11%.
Часть инвесторов и украинских чиновников не считает это проблемой. «В Украине есть инвестиционный рейтинг. Категория инвестрейтинга вычисляется в зависимости от того, какое агентство ставит рейтинг. В Украине он позитивный, я не вижу предпосылок говорить, что Украина вне инвестиционного рейтинга. Если бы в Украине не было рейтинга – они бы сюда не приехали», – говорит Арсений Яценюк. Представитель одного из фондов, работающих в Украине, считает, что формально пенсионные фонды могут участвовать в инвестициях в Украину – здесь все зависит не от кредитного рейтинга страны, а скорее от перспективности вложений денег.
На вырост
Формально «показать перспективу» и обеспечить условия и есть главная задача властей. Это понимают и инвесторы – трудно найти транснациональную корпорацию, которая при «заходе» в Украину не организовывала встречи с высшим руководством страны.
Почему инвесторы встречаются с президентом, и чем встречи с главой государства помогают иностранцам? По словам Арсения Яценюка, Секретариат президента уже способствует привлечению ресурсов со стороны крупных иностранных инвестфондов. «При президенте Украины есть совет по вопросам иностранных инвестиций, – говорит первый замглавы Секретариата. – До конца текущего года мы проведем заседание совета. Таким образом, это является инструментом влияния президента на процесс иностранного инвестирования».
Сами инвесторы неохотно рассказывают о таком аспекте GR (еще один синоним лоббизма), как встречи с первыми лицами государства. Большинство из них просят не воспринимать это как попытку через президента или премьера «решить вопросы», например, выделения земли или выдачи разрешения. Обычно эти встречи носят форму знакомства, в ходе которой компании рассказывают о своих планах. Власти обычно в том же дипломатическом тоне говорят о своей всемерной поддержке. Более благосклонно отзываются бизнесмены о такой форме общения с инвесторами, как консультационный совет по инвестициям при президенте.
«Откорректировать» инвестиционные рейтинги Украины в сторону более благоприятных возможно лишь с помощью улучшения бизнес-климата. И не в последнюю очередь это задача правительства. Как отмечает Виктор Ивченко, «все серьезно заинтересованные инвесторы обращают внимание на ряд моментов, которые должна решить украинская сторона в самое ближайшее время. Это создание четких и прозрачных условий инвестиционной деятельности, защита прав собственности в процессе приватизации государственного имущества, охрана прав интеллектуальной собственности, расширение возможностей землепользования для привлечения инвестиций, устранение административных препятствий осуществления инвестиционной деятельности, выполнение решений судов и других органов, использование специальных режимов стимулирования инвестиционной деятельности, упорядочение норм налогового законодательства».
Значительное внимание инвесторы уделяют улучшению деятельности банковских и небанковских финансовых учреждений. В частности, Виктор Ивченко подчеркивает необходимость усовершенствования законодательства относительно осуществления банковского надзора и аудита банков, развития Национальной депозитарной системы, создания консолидированной биржевой системы и системы раскрытия информации. Также речь идет об усовершенствовании системы учета и обращения ценных бумаг и производных, участии венчурных фондов в финансировании инновационной деятельности, внедрении международных стандартов финансовой отчетности и стандартов Базельского комитета банковского надзора.
Буревестники мирового капитала
Для Russell 20-20 развивающиеся рынки – такой же объект интереса, как и компании развитых стран. На emerging markets приходится 5-7% суммарных вложений ассоциации (в сумме это около $400 млрд.). В целом средства инвестфондов, входящих в группу, размещаются в 35 странах. Ежегодно Russell 20-20 рассматривает детально три-пять развивающихся стран, отслеживая изменения в основных финансовых показателях государственного сектора и интервьюируя менеджмент пятидесяти фирм-резидентов со смешанными активами в размере $5-7 трлн. «Это триллионные иностранные инвесторы. Представитель ассоциации самостоятельно принимает решение по поводу инвестирования в любую страну, в том числе в Украину, – рассказывает первый замглавы Секретариата президента Арсений Яценюк. – Например, в России они встречались с Фрадковым. Что дальше будет? Это их собственное решение. Если они поймут, что в Украине комфортные условия бизнеса – будут вкладывать».
Для Украины желательным может быть повтор того, как развивалась ситуация в России и Китае. Дело в том, что обычно такие визиты проходят перед тем, как в этих странах происходит настоящий бум развития фондовых рынков. После последнего российского визита делегации Russell 20-20 в 2002 году России был присвоен так называемый инвестиционный уровень кредитного рейтинга, что открывает возможность для вкладывания средств в ценные бумаги со стороны наиболее консервативных фондов. В первую очередь это касается фондов, управляющих пенсионными вложениями. В случае с Россией присвоение такого рейтинга привело к наплыву средств иностранных инвесторов на биржу, что позволило компаниям более активно привлекать капитал через размещение акций.
«Ассоциация Russell 20-20 не инициирует и не принимает решение относительно осуществления инвестиций. Но она является ведущей организацией, к которой обращаются наиболее мощные и престижные компании мира относительно осуществления анализа инвестиционных возможностей на финансовых рынках», – рассказывает председатель государственного агентства Украины по инвестициям и инновациям Виктор Ивченко.
Низкий «потолок»
Вопрос привлечения средств такого гиганта, как Russell 20-20, для Украины зависит от нескольких факторов. Прежде всего, важно само наличие инвестиционного рейтинга. Основными ориентирами являются оценки Standard & Poor's, Moody's и Fitch Ratings. Пока что Украина находится ниже так называемого «инвестиционного уровня».
Сегодня кредитный рейтинг Украины по существу еще операционный (спекулятивный), в то время как для капиталовложений инвестфондов уровня Russell 20-20 требуется иметь действительно инвестиционный, т. е. начиная с ВВ+. По результатам исследований, проведенных рейтинговыми агентствами в Украине летом-осенью 2006 года, долгосрочные обязательства в национальной и иностранной валюте оценены Standard & Poor's как ВВ и ВВ– соответственно, Moody's – Ва3, Fitch Ratings – оба ВВ-. Краткосрочные обязательства заработали более низкий уровень – В.
Среди прогнозов преобладает стабильный, но Fitch дает позитивный прогноз, что означает невысокие риски как политического, так и экономического характера, которые могли бы вызвать дефолт. Согласно данным Fitch Ratings, страновый потолок для Украины – ВВ-. Другими словами, предприятия-заемщики и регионы-заемщики не могут получить кредитный рейтинг выше суверенного «потолка» (ВВ-). С повышением уровня страны компании получают возможность повысить собственный кредитный уровень и благодаря этому увеличить продажи эмитированных ценных бумаг. Кроме того, чем выше рейтинг, тем ниже для него будет стоимость кредитных ресурсов. К примеру, в 2003 году Эстония, имея текущий рейтинг по версии Moody's Ваа1, заимствовала средства под 5% годовых, Словакия с Ваа3 – под 7,3%. В то же время для Украины с текущим спекулятивным рейтингом В2 стоимость кредитов достигала 11%.
Часть инвесторов и украинских чиновников не считает это проблемой. «В Украине есть инвестиционный рейтинг. Категория инвестрейтинга вычисляется в зависимости от того, какое агентство ставит рейтинг. В Украине он позитивный, я не вижу предпосылок говорить, что Украина вне инвестиционного рейтинга. Если бы в Украине не было рейтинга – они бы сюда не приехали», – говорит Арсений Яценюк. Представитель одного из фондов, работающих в Украине, считает, что формально пенсионные фонды могут участвовать в инвестициях в Украину – здесь все зависит не от кредитного рейтинга страны, а скорее от перспективности вложений денег.
На вырост
Формально «показать перспективу» и обеспечить условия и есть главная задача властей. Это понимают и инвесторы – трудно найти транснациональную корпорацию, которая при «заходе» в Украину не организовывала встречи с высшим руководством страны.
Почему инвесторы встречаются с президентом, и чем встречи с главой государства помогают иностранцам? По словам Арсения Яценюка, Секретариат президента уже способствует привлечению ресурсов со стороны крупных иностранных инвестфондов. «При президенте Украины есть совет по вопросам иностранных инвестиций, – говорит первый замглавы Секретариата. – До конца текущего года мы проведем заседание совета. Таким образом, это является инструментом влияния президента на процесс иностранного инвестирования».
Сами инвесторы неохотно рассказывают о таком аспекте GR (еще один синоним лоббизма), как встречи с первыми лицами государства. Большинство из них просят не воспринимать это как попытку через президента или премьера «решить вопросы», например, выделения земли или выдачи разрешения. Обычно эти встречи носят форму знакомства, в ходе которой компании рассказывают о своих планах. Власти обычно в том же дипломатическом тоне говорят о своей всемерной поддержке. Более благосклонно отзываются бизнесмены о такой форме общения с инвесторами, как консультационный совет по инвестициям при президенте.
«Откорректировать» инвестиционные рейтинги Украины в сторону более благоприятных возможно лишь с помощью улучшения бизнес-климата. И не в последнюю очередь это задача правительства. Как отмечает Виктор Ивченко, «все серьезно заинтересованные инвесторы обращают внимание на ряд моментов, которые должна решить украинская сторона в самое ближайшее время. Это создание четких и прозрачных условий инвестиционной деятельности, защита прав собственности в процессе приватизации государственного имущества, охрана прав интеллектуальной собственности, расширение возможностей землепользования для привлечения инвестиций, устранение административных препятствий осуществления инвестиционной деятельности, выполнение решений судов и других органов, использование специальных режимов стимулирования инвестиционной деятельности, упорядочение норм налогового законодательства».
Значительное внимание инвесторы уделяют улучшению деятельности банковских и небанковских финансовых учреждений. В частности, Виктор Ивченко подчеркивает необходимость усовершенствования законодательства относительно осуществления банковского надзора и аудита банков, развития Национальной депозитарной системы, создания консолидированной биржевой системы и системы раскрытия информации. Также речь идет об усовершенствовании системы учета и обращения ценных бумаг и производных, участии венчурных фондов в финансировании инновационной деятельности, внедрении международных стандартов финансовой отчетности и стандартов Базельского комитета банковского надзора.
08.11.2006