В начале мая Верховная Рада зарегистрировала законопроект № 4608 о пенсионной реформе. Согласно документу, с 1 июля 2017 года для граждан Украины не достигших еще пенсионного возраста предлагается ввести выплату страховых взносов во второй уровень пенсионной системы. В правительстве убежденны, что такое нововведение поможет радикально изменить существующую модель пенсионной системы.
В пояснительной записке к документу сказано, что размер страхового взноса в первый год составит 2%, соответственно, ежегодно он будет увеличиваться на 1%. К 2020 году он составит 5%.
Со слов Министра социальной политики Андрея Ревы, время, которое правительство выбрало для изменения в пенсионной реформе, является не подходящим. Он даже спрогнозировал, что через год-полтора в Украине может случится “социальный” взрыв из-за проблем в Пенсионном фонде(ПФ).
“Нужно подготовить программу стабилизации ситуации в Пенсионном фонде. Если сейчас мы ничего не сделаем, через год-полтора даже этот размер пенсии мы не сможем платить. Вот это будет социальный взрыв, хуже ядерного. Поэтому мы сегодня рассматриваем все возможные варианты, в том числе чрезвычайные, для того, чтобы стабилизировать ситуацию в Пенсионном фонде”, – отмечает министр.
При этом министр заявил, что нельзя просто взять и резко сократить поступления в ПФ.
“Можно же было сделать по-другому – принимая решение о снижении ЕСВ, в декабре, одновременно поднять вопрос о повышении пенсионного возраста. Компенсировать эти вещи. Но сделали одну часть и не сделали другую. И вот мы теперь находимся в ситуации, когда мы должны решать вопрос – как быть?” – резюмировал Рева и добавил, что сейчас Кабмин ищет необходимое решение.
Ранее, когда правительство приняло решение о снижении ставки ЕСВ, сейчас привело к тому, что дефицит ПФУ составляет 145 млрд грн. Премьер-министр Владимир Гройсман отметил, что пенсионная система в стране является абсолютно несовершенной. Так, сегодня дефицит ПФ составляет 145 млрд грн, и этот показатель будет расти ежегодно.
“Придет то время, когда дефицит пенсионного фонда будет просто необъятный”, – заявляет Гройсман.
Суть изменений от государства заключается в том, что ЕСВ остается на прежнем уровне, платежи будут поступать в ПФ, а из фонда, по-старинке пенсионерам будут выплачивать средства по солидарной методике.
Также, правительство заложило в законопроект несколько изменений. В частности, предлагается усовершенствовать эту же солидарную систему путем освобождения ее от несвойственных выплат, к примеру, связанных с финансированием пенсий, назначенных на льготных условиях и за выслугу лет.
Впрочем, Кабмин все мается и не может решить, что делать с пенсионной реформой.
Возвращаясь к словам Министра социальной политики Андрея Ревы о том, что сейчас “не время”, от него также проскользнули слова, что поданный и зарегистрированный проект в Верховной Раде в начале мая нужно отменить.
“Министр социальной политики Андрей Рева – лицо, которое в Кабмине отвечает за направление законодательной инициативы, за пенсионную реформу. Его же слова были, что он продолжит реформы, начатые Павлом Розенко на посту Министра соцполитики. Павел Розенко заявлял и сейчас заявляет, что проведение пенсионной реформы и внедрение второго уровня пенсионной системы – это приоритет номер один, буквально “дело чести”. И тут вдруг получается, что в начала мая Андрей Рева полагал, что законопроект №4608 по “его” направлению необходимо вносить в Раду, а спустя пару недель отозвать? Тогда зачем было подавать? Я все понимаю, можно говорить о том, что “предшественники”, что “не успели разобраться”, но хотелось бы увидеть наконец ответственное отношение представителей власти к своим действиям. Если власть продолжит менять свои мнения как флюгер, особенно в отношении реформ, с интервалом в две недели, о каком бизнес-климате в стране говорить будет невозможно. И жаловаться на то, что бизнес или зарплаты “не выходят из тени” в таких условиях, представителям власти останется перед зеркалом”, – комментирует Татьяна Сальникова, Председатель Совета Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов.
Что, если бы?
По поводу того, время или не время для пенсионной рерформы и можно ли ее проводить в кризис, Татьяна Сальникова привела несколько цифр. Аналитики Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов провели моделирование для поиска ответа на вопрос: что было бы, если бы второй уровень пенсионной системы внедрили в разгар финансового кризиса 2008-го года?
Данные для моделирования по демографическому охвату и размеру взносов были взяты из правительственного законопроекта, а доходность фактическая за текущий период из ежедневных отчетов негосударственного пенсионного фонда Украинской Греко-Католической Церкви НПФ “Покрова”. Почему был выбран именно данный фонд, Татьяна объясняет просто:” он начал свою работу именно в 2008 году и является одним из наиболее публичных и прозрачных, контролируемых Церковью”.
По результатам моделирования получилось, что уже сейчас Накопительный уровень инвестировал бы в экономику Украины 144 млрд гривен. Для сравнения, 144 млрд гривен – это 7% номинального ВВП Украины за 2015 год; 16% внешнего государственного долга Украины; 22% Государственного Бюджета на 2016 год; 56% от бюджета затрат ПФУ на 2016 год.
“И, как показала практика, доходность бы покрыла инфляцию на протяжении такого длительного времени, не смотря на кризисы 2008-го и 2014-2015 годов. Как бы это ни было удивительно для всех, кто заявляет, что накопительное пенсионное обеспечение в кризисы не способно обеспечить сохранность средств. Просто надо внимательно и профессионально подходить к изучению опыта, как международного, так и нашего отечественного, которого на сегодня уже накопилось более 11 лет”, – отмечает Председатель Совета Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов.
По мнению Сальниковой, нельзя сравнивать доходность с инфляцией год к году. В кризисные годы задача управляющих активами – держать такой портфель, вкладывать в такие активы, которые потом при восстановлении экономики дадут опережающий рост, задача сохранить покупательную способность средств в длительном периоде, а не в краткосрочном. В год кризиса могут быть и минусовые результаты по доходности, но зато в год кризиса управляющие могут купить дешево активы, которые потом вырастут в стоимости.
Годы промедления
В Украине вопрос о “не времени” проводить пенсионную реформу не могут решить уже с 2007 года. Каждый год промедления, согласно со слов Татьяны Сальниковой, лишает порядка 64 тысяч человек шанса получить дополнительный источник доходов в старости дополнительно к мизеру солидарной пенсии. Выходит, что на сегодня, когда представители власти говорят “не время для реформы”, они тем самым лишают почти 600 тысяч граждан такой возможности.
Вице-премьер-министр Павел Розенко ранее поспешил всех заверить, что никакого “социального взрыва” не намечается. Пенсионный фонд, как выполнял свои пенсионные обязательства, так и будет их выполнять перед пенсионерами, относительно законопроекта о накопительной системе пенсий — никто его не думает отзывать.
“Такого решения не было. И даже не обсуждалось”, — заявил Розенко.
Результат от снижения ЕСВ не смог себя показать в полной мере. Точно также, как и ставка правительства на детенизацию зарплат, которая шла следом за ЕСВ. Некоторые отмечали, что эмиссия гривны – чуть ли не единственный источник латания дыр в ПФ. Исходя со слов Сальниковой, нет так называемых дыр в бюджете. Есть проблема, которая является неподъемной для госбюджета – финансирование пенсий из бюджета. Вместо того, чтобы опустошать казну, необходимо искать источники его пополнения.
К примеру, создавать дополнительный ВВП, создавать дополнительные рабочие места, тогда будет больше налогов, больше госбюджет. За счет чего? За счет долгосрочных инвестиций.
“Откуда взять долгосрочного инвестора? Накопительное пенсионное обеспечение – это мощнейший внутренний долгосрочный инвестор, контролируемый государством с прогнозируемым поведением”, – подчеркивает Сальникова.
К сожалению, накопительное пенсионное обеспечение откладывается в стране уже очень много лет. За этот период экономика страны пережила различные стадии трансформации, единственное, чего не хватало – мощнейшей политической воли.
Эксперты в данной теме полагают, что МВФ мог бы сдвинуть вопрос с мертвой точки, но тут же отмечают, что в стране должным образом не развили ни одну из четырех основополагающих и решающих реформ.
В СМИ уже просочилась информация о том, что МВФ намерен помочь Украине реформировать пенсионную реформу. Стороны договорились в ближайшее время совместно разработать генеральную стратегию реформирования пенсионной системы.
“Несмотря на отсутствие формальных подписей, мы двигались по той программе, которая была предварительно согласована с МВФ. Мы выполняли и будем выполнять взятые на себя обязательства по реформированию пенсионной системы, ведь мы прекрасно понимаем, что это нужно прежде всего Украине и гражданам Украины”, – сказал Розенко.
Говорить о результатах совместного труда еще не представляется возможным. Конечно, очень разумно вынести вопрос о сохранности денег населения вынести на первый уровень по важности и значимости, напрочь забыть об инвестировании в политику “длинных” денег.
“А вообще, мне самой хотелось задать пару вопросов всем, кто рассуждает – внедрять или нет второй уровень пенсионной системы. Почему вы хотите лишить людей возможности быть в два раза обеспеченными на пенсии? Почему хотите отказаться от дополнительных 25% ВВП для страны и от 16 триллионов гривен инвестиций, за которыми не нужно ходить по миру с протянутой рукой? Только потому, что это будет в 2050 году и вы не получите от этого политических дивидендов прямо сейчас? А если повысить налоги и повысить за счет этого еще на 20 гривен пенсию, то можно отчитываться, что дырку в бюджете ПФУ залатали?”, – задается вопросами Татьяна Сальникова.
По материалам Finance.UA