Госфинуслуг намерена увеличить свое финансирование. Небанковский регулятор подготовил проект закона, согласно которому его подопечных обяжут вносить ежегодные платежи на содержание надзора. Размер «пожертвований» может составить до 0,3% от балансовой стоимости активов финорганизаций.
Вопрос о финансовой независимости Госфинуслуг муссируется уже давно. Норма о том, что регулятор должен частично финансироваться за счет поднадзорных ему фин-учреждений, была прописана еще в первоначальном варианте закона «О финансовых услугах и госрегулировании рынков финансовых услуг», который в 2001 г. был ветирован Президентом. И хотя из окончательной редакции документа эта норма исчезла, госкомиссия время от времени настойчиво пытается протолкнуть ее вновь. Пару лет назад глава Госфинуслуг Виктор Суслов заявил, что намерен лоббировать законодательный акт, в соответствии с которым финансисты будут делать отчисления в пользу регулятора. Причем размер платежей планировалось привязать к размеру уставных фондов финучреждений. Спустя два года идея о финансировании чиновников за счет подопечных, претерпев некоторые метаморфозы, наконец-то воплотилась в законопроект.
По итогам прошлого года бюджетное финансирование Госфинуслуг составило 9,4 млн грн. Однако в комиссии сетуют, что с учетом довольно внушительной армии чиновников (их, включая региональные подразделения, насчитывается около 300) и многочисленных расходов денег остро не хватает. «Во всем мире этот вопрос решается введением платежей надзора, т. е. финансирования (частично или в полном объеме) за счет независимых внебюджетных источников. Мы же полностью финансируемся из бюджета, а соответственно, зависимы. Ежегодно мы теряем не менее 30% сотрудников из-за того, что не можем обеспечить им должный уровень зарплаты. И это отражается на эффективности регулирования финансовых рынков. Поэтому мы вновь и вновь ставим вопрос о необходимости платежей надзора», — заявил председатель Госфинуслуг Виктор Суслов.
Порядок расчета платежей для каждой группы финучреждений, контроля над полнотой и своевременностью внесения взносов, а также сроки их оплаты будет устанавливать госкомиссия. Однако проект документа оговаривает, что размер платежей не может превышать 0,3% от показателя средней стоимости активов финучреждения за предыдущие четыре квартала, предшествующие дате утверждения бюджета регулятора на следующий год. За просрочку при уплате платежей надзора компаниям будет начисляться пеня по 0,5% от суммы задолженности за каждый день опоздания. Излишки платежей, превышающие бюджет регулятора, перечислят в бюджет страны.
Предполагается также, что свою лепту в финансирование Госфинуслуг будет вносить и Нацбанк. Совету НБУ также отводится функция контроля над использованием комиссией платежей надзора. Но, чтобы не поставить себя в зависимое положение перед Нацбанком (который, кстати, достаточно часто упоминается в проекте), регулятор специально оговаривает, что тот не может никоим образом вмешиваться в процесс регулирования небанковских рынков, а также давать рекомендации по назначению или увольнению высших чиновников Госфинуслуг либо оценивать их работу. Учитывая довольно высокую верхнюю планку, принятую для расчета платежей и привязку ее к активам финучреждений, сумма отчислений в пользу надзора может оказаться довольно значительной. К примеру, суммарные активы страховщиков по итогам 9 месяцев прошлого года составили 20,2 млрд грн., кредитных союзов — почти 1,6 млрд грн. Это означает, что только эти две группы компаний должны будут перечислить регулятору около 108 млн грн. в год. Разумеется, не факт, что и те и другие будут платить деньги в бюджет Госфинуслуг по максимальной ставке. Тем не менее финансисты довольно настороженно отнеслись к запланированным нововведениям. «Частичное финансирование регулятора за счет участников рынка — идея неплохая. В этом случае надзор будет заинтересован в исполнении не только карательных функций, но и развитии рынков. Но любые обязательные платежи такого рода должны уменьшать налоговые отчисления в бюджет, а не усиливать фискальное давление. В противном случае, учитывая максимальную ставку платежей надзора (0,3%), налоговая нагрузка на страховщиков увеличится примерно на 25–35%», — говорит председатель правления УСК «Веста» Вячеслав Черняховский.
Спорной компании считают и норму о том, что отправной точкой для расчета величины платежей надзора должен являться объем активов финучреждения. «Например, у лайфовых страховщиков до 90% активов в перспективе будут формироваться за счет резервов, т. е. денег клиентов. Поэтому введение своего рода налога на эти средства равнозначно тому, что банки платили бы отчисления НБУ с депозитного массива. Такой подход несправедлив, поэтому было бы целесообразнее ввести привязку платежей надзора к каким-то другим параметрам — уставному фонду, обороту компаний и т. д.», — считает председатель правления СК «ТАС» Павел Царук.