рус укр eng
 


finance.com.ua finance.com.ua

Инвестразведка
Как деньги американских пенсионеров могут помочь Украине? Такой довольно неожиданный вопрос могли услышать участники встречи, состоявшейся на улице Банковой на прошлой неделе. Первого ноября президент Виктор Ющенко провел закрытую встречу с десятью представителями некоммерческой группы Russell 20-20. Эта группа известна тем, что объединяет $10 трлн., принадлежащих двадцати крупнейшим компаниям по управлению активами и двадцати наибольшим пенсионным фондам США. Среди них – AIG Capital corporation, AT&T Investment Management Company, GE Asset Management, General Motors Investment Management Corp., Deutsche Asset Management, SUN Group, Capital Group International.
Буревестники мирового капитала
Для Russell 20-20 развивающиеся рынки – такой же объект интереса, как и компании развитых стран. На emerging markets приходится 5-7% суммарных вложений ассоциации (в сумме это около $400 млрд.). В целом средства инвестфондов, входящих в группу, размещаются в 35 странах. Ежегодно Russell 20-20 рассматривает детально три-пять развивающихся стран, отслеживая изменения в основных финансовых показателях государственного сектора и интервьюируя менеджмент пятидесяти фирм-резидентов со смешанными активами в размере $5-7 трлн. «Это триллионные иностранные инвесторы. Представитель ассоциации самостоятельно принимает решение по поводу инвестирования в любую страну, в том числе в Украину, – рассказывает первый замглавы Секретариата президента Арсений Яценюк. – Например, в России они встречались с Фрадковым. Что дальше будет? Это их собственное решение. Если они поймут, что в Украине комфортные условия бизнеса – будут вкладывать».
Для Украины желательным может быть повтор того, как развивалась ситуация в России и Китае. Дело в том, что обычно такие визиты проходят перед тем, как в этих странах происходит настоящий бум развития фондовых рынков. После последнего российского визита делегации Russell 20-20 в 2002 году России был присвоен так называемый инвестиционный уровень кредитного рейтинга, что открывает возможность для вкладывания средств в ценные бумаги со стороны наиболее консервативных фондов. В первую очередь это касается фондов, управляющих пенсионными вложениями. В случае с Россией присвоение такого рейтинга привело к наплыву средств иностранных инвесторов на биржу, что позволило компаниям более активно привлекать капитал через размещение акций.
«Ассоциация Russell 20-20 не инициирует и не принимает решение относительно осуществления инвестиций. Но она является ведущей организацией, к которой обращаются наиболее мощные и престижные компании мира относительно осуществления анализа инвестиционных возможностей на финансовых рынках», – рассказывает председатель государственного агентства Украины по инвестициям и инновациям Виктор Ивченко.
Низкий «потолок»
Вопрос привлечения средств такого гиганта, как Russell 20-20, для Украины зависит от нескольких факторов. Прежде всего, важно само наличие инвестиционного рейтинга. Основными ориентирами являются оценки Standard & Poor's, Moody's и Fitch Ratings. Пока что Украина находится ниже так называемого «инвестиционного уровня».
Сегодня кредитный рейтинг Украины по существу еще операционный (спекулятивный), в то время как для капиталовложений инвестфондов уровня Russell 20-20 требуется иметь действительно инвестиционный, т. е. начиная с ВВ+. По результатам исследований, проведенных рейтинговыми агентствами в Украине летом-осенью 2006 года, долгосрочные обязательства в национальной и иностранной валюте оценены Standard & Poor's как ВВ и ВВ– соответственно, Moody's – Ва3,  Fitch  Ratings  –  оба ВВ-.  Краткосрочные обязательства заработали более низкий уровень – В.
Среди прогнозов преобладает стабильный, но Fitch дает позитивный прогноз, что означает невысокие риски как политического, так и экономического характера, которые могли бы вызвать дефолт. Согласно данным Fitch Ratings, страновый потолок для Украины – ВВ-. Другими словами, предприятия-заемщики и регионы-заемщики не могут получить кредитный рейтинг выше суверенного «потолка» (ВВ-). С повышением уровня страны компании получают возможность повысить собственный кредитный уровень и благодаря этому увеличить продажи эмитированных ценных бумаг. Кроме того, чем выше рейтинг, тем ниже для него будет стоимость кредитных ресурсов. К примеру, в 2003 году Эстония, имея текущий рейтинг по версии Moody's Ваа1, заимствовала средства под 5% годовых, Словакия с Ваа3 – под 7,3%. В то же время для Украины с текущим спекулятивным рейтингом В2 стоимость кредитов достигала 11%.
Часть инвесторов и украинских чиновников не считает это проблемой. «В Украине есть инвестиционный рейтинг. Категория инвестрейтинга вычисляется в зависимости от того, какое агентство ставит рейтинг. В Украине он позитивный, я не вижу предпосылок говорить, что Украина вне инвестиционного рейтинга. Если бы в Украине не было рейтинга – они бы сюда не приехали», – говорит Арсений Яценюк. Представитель одного из фондов, работающих в Украине, считает, что формально пенсионные фонды могут участвовать в инвестициях в Украину – здесь все зависит не от кредитного рейтинга страны, а скорее от перспективности вложений денег.
На вырост
Формально «показать перспективу» и обеспечить условия и есть главная задача властей. Это понимают и инвесторы – трудно найти транснациональную корпорацию, которая при «заходе» в Украину не организовывала встречи с высшим руководством страны.
Почему инвесторы встречаются с президентом, и чем встречи с главой государства помогают иностранцам? По словам Арсения Яценюка, Секретариат президента уже способствует привлечению ресурсов со стороны крупных иностранных инвестфондов. «При президенте Украины есть совет по вопросам иностранных инвестиций, – говорит первый замглавы Секретариата. – До конца текущего года мы проведем заседание совета. Таким образом, это является инструментом влияния президента на процесс иностранного инвестирования».
Сами инвесторы неохотно рассказывают о таком аспекте GR (еще один синоним лоббизма), как встречи с первыми лицами государства. Большинство из них просят не воспринимать это как попытку через президента или премьера «решить вопросы», например, выделения земли или выдачи разрешения. Обычно эти встречи носят форму знакомства, в ходе которой компании рассказывают о своих планах. Власти обычно в том же дипломатическом тоне говорят о своей всемерной поддержке. Более благосклонно отзываются бизнесмены о такой форме общения с инвесторами, как консультационный совет по инвестициям при президенте.
«Откорректировать» инвестиционные рейтинги Украины в сторону более благоприятных возможно лишь с помощью улучшения бизнес-климата. И не в последнюю очередь это задача правительства. Как отмечает Виктор Ивченко, «все серьезно заинтересованные инвесторы обращают внимание на ряд моментов, которые должна решить украинская сторона в самое ближайшее время. Это создание четких и прозрачных условий инвестиционной деятельности, защита прав собственности в процессе приватизации государственного имущества, охрана прав интеллектуальной собственности, расширение возможностей землепользования для привлечения инвестиций, устранение административных препятствий осуществления инвестиционной деятельности, выполнение решений судов и других органов, использование специальных режимов стимулирования инвестиционной деятельности, упорядочение норм налогового законодательства».
Значительное внимание инвесторы уделяют улучшению деятельности банковских и небанковских финансовых учреждений. В частности, Виктор Ивченко подчеркивает необходимость усовершенствования законодательства относительно осуществления банковского надзора и аудита банков, развития Национальной депозитарной системы, создания консолидированной биржевой системы и системы раскрытия информации. Также речь идет об усовершенствовании системы учета и обращения ценных бумаг и производных, участии венчурных фондов в финансировании инновационной деятельности, внедрении международных стандартов финансовой отчетности и стандартов Базельского комитета банковского надзора.



© 2008 Всеукраинский администратор пенсионных фондов.