рус укр eng
 


finance.com.ua finance.com.ua

Невыгодная независимость?


Высказывания вокруг пенсионной реформы в Украине, прозвучавшие от главы миссии МВФ в Украине Рона ван Родена и реакцию на них вице-премьер-министра Павла Розенко, комментирует Татьяна Сальникова, председатель Совета Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов.

Я всецело понимаю Павла Валерьевича, когда он эмоционально высказался по поводу следующих слов господина Родена:

«Введение так называемой накопительной пенсионной системы (второй уровень) в дополнение к действующей системе, на чем некоторые настаивают, не будет иметьособого смысла без предварительного исправления недостатков действующей системы. Введение накопительной системы было бы преждевременным, учитывая нынешний уровень развития финансовых рынков и нормативно-правовую базу в Украине».

Более того, Павел Валерьевич высказался крайне осторожно, сдержанно и корректно, озвучив лишь одно из возможных предположений, почему господин Роден написал то, что написал. А именно, что он попросту не понимает, как вся целостная трехуровневая пенсионная система работает.

И действительно, во-первых, господин Роден, видимо, не учел, что пенсионная «действующая система» в Украине уже включает в себя накопительную составляющую. С 2003 года. Добровольная накопительная пенсионная система работает в Украине более 12 лет, а обязательная должна была заработать еще в 2007 году, но из-за политической демагогии начало ее работы все «не ко времени», ведь голодный электорат выгоднее - его дешевле купить, а экономически независимый от власти пенсионер уже пойдет голосовать за того, за кого хочет, а не за того, кто 50 гривен добавит к пенсии.

Во-вторых, совершенно непонятен тезис господина Родена о том, что «введение накопительной пенсионной системы ... не будет иметь особого смысла без предварительного исправления недостатков действующей системы». Это примерно то же, что утверждать, будто лечение язвы желудка не будет иметь особого смысла без предварительного лечения вывиха стопы. Нонсенс. Как можно быстрее необходимо сделать это одновременно и чувствовать себя хорошо, а не растягивать плохое самочувствие на годы!

В-третьих, господин Роден, видимо, не знаком с исследованиями Всемирного Банка, Международной федерации администраторов пенсионных фондов (FIAP) и других экспертных кругов, которые однозначно устанавливают, что мощные накопительные пенсионные фонды выступают внутри страны тем локомотивом, благодаря которому развиваются финансовые рынки и нормативно-правовая база. Это взаимозависимые процессы. И поэтому не заводить кур, пока не появятся яйца... ну так они и не появятся. На самом деле действенны те законы, которые регулируют практику, а не теоретизируют до ее появления.

Я еще могу определенным образом согласиться с высказываниями господина Родена, что действующее солидарное пенсионное обеспечение у нас построено во многом на принципах, которые были адекватными составляющими целостной системы командно-административного управления в Советском Союзе. Но сегодня, в условиях рыночной экономики и наших демографических реалий такие принципы и механизмы не способны обеспечить выполнение государством своей функции по обеспечению определенного уровня жизни пожилых людей. Следовательно, они нуждаются в изменениях. Но именно это «наследство» и предполагает реформировать действующее правительство, по крайней мере, об этом оно неоднократно заявляло.

А теперь по поводу исключительной дипломатичности Павла Розенко. Если хоть на минутку предположить, что господин Роден все же разбирается в комплексных пенсионных системах, знаком с исследованиями, которые проводились в рамках предыдущих миссий МВФ и Всемирного Банка по пенсионной реформе в Украине, то необходимо будет признать, что он абсолютно не заинтересован в экономической независимости Украины, в наличии внутреннего инвестора в нашей стране, который поставит под вопрос необходимость внешних заимствований (зависимости нашей страны от них). Ведь вышеуказанные исследования показали, что начало работы второго уровня пенсионной системы даст Украине в перспективе до 2050 года:

-     Мощного внутреннего инвестора с объемом ресурсов 65% ВВП.

-     Дополнительно к базовому прогнозу Всемирного Банка рост ВВП Украины на 25%.

-     Почти ровно вдвое большие пенсии для граждан (по сравнению с базовым прогнозом Всемирного Банка).

-     Дополнительно 2,5 миллиона рабочих мест.

Вопрос, который деликатно (видимо, ввиду своего публичного статуса и должности в правительстве) не поставил Павел Розенко: «Почему господин Роден настаивает, чтобы Украина отказалась от всего этого? Невыгодна независимость?».

Справка

Украинская ассоциация администраторов пенсионных фондов (УА АПФ) является саморегулируемой организацией профессиональных администраторов негосударственных пенсионных фондов, была создана в 2006 году, имеет выдающиеся результаты работы в направлениях развития прозрачного надежного рынка накопительного пенсионного обеспечения в Украине, внедрения европейских стандартов профессиональной деятельности, внедрения современных мировых технологий по администрированию накопительных пенсионных фондов, защиты прав потребителей финансовых услуг, распространения финансовой грамотности среди населения.

Специалисты УА АПФ регулярно привлекаются в качестве экспертов по пенсионным и инвестиционным вопросам Всемирным Банком, USAID, EBA, ACC, ОБСЕ, входят в рабочие группы по разработке законодательства при ВРУ, НКРРФУ, НКЦБФР, Минсоцполитики, ПФУ, НБУ, сотрудничают с другими профильными объединениями участников рынков капиталов Украины и других государств, консультируют промышленные предприятия, коммерческие банки, профсоюзы, Украинскую Греко-Католическую Церковь.




© 2008 Всеукраинский администратор пенсионных фондов.