укр рус eng
 


finance.com.ua finance.com.ua

Четвертый транш не исключен — осталось выполнить условия - комментарии председателя Совета Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов Татьяны Сальниковой

На прошлой неделе Международный валютный фонд (далее – МВФ) предоставил Украине долгожданный третий транш в размере одного миллиарда долларов. Вокруг данного кредита ходило много слухов, говорили о том, что  сотрудничество с Международным валютным фондом по программе EFF для Украины может резко закончиться. На днях, международное рейтинговое агентство Moody’s сообщило, что возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом по программе EFF благоприятно скажется  для кредитного рейтинга страны.

“Возобновление программы EFF поддерживает доверие рынка к Украине. Мы также ожидаем, что это ослабит давление на гривну, что в конечном итоге позволит Нацбанку ослабить некоторые валютные ограничения. Кроме того, это открывает возможность для Украины привлечь еще 1 млрд долларов под гарантии США, 600 млн евро от ЕС и 500 млн долларов Всемирного банка”, – сообщается в документе агентства.

Ко всему прочему, до конца 2016 года Украина рассчитывает получить еще один новый займ. Министерство финансов Украины не исключает факт того, что уже в октябре могут начаться переговоры по предоставлению четвертого транша. Но, как бы ни было, до конца года у страны есть шансы получить еще 1,3 млрд долларов,  однако для этого нужно выполнить несколько условий.

“Получение дополнительного транша также будет положительным фактором для кредитного рейтинга страны, поскольку укрепит ее шаткое положение в случае новых экономических или политических потрясений”, – считают эксперты агентства  Moody’s.

Недавняя история

Сотрудничество Украины и МВФ в рамках программы расширенного финансирования началось не так давно –  в марте 2015 года. Программа предусматривает предоставление 17,5 млрд долларов Украине на протяжении четырех лет. Первый транш в размере 5 млрд долларов Украина получила сразу же, второй транш страна получила летом – в августе 2015 года, сумма долга составила 1,7 млрд долларов.

В общей сложности из 10 млрд долларов Украина получила только 6,7 млрд долларов, а все потому, что страна столкнулась с затянувшимся политическим кризисом, из-за чего МВФ вынужден был “заморозить” выдачу новых траншей.

Какая общая сумма долга Украины перед МВФ?

Согласно данным Министерства финансов, по состоянию на 31 июля 2016 года общая сумма долга Украины перед МВФ составляет $12,6 млрд. Интересно отметить, что опубликованные Фондом данные немного отличаются от министерских, а точнее, они значительно ниже – $10,7 млрд или 7,7 млрд СПЗ (специальные права заимствования – это искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое МВФ и имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах. Курс СПЗ публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех валют: доллара США, евро, иены и фунта стерлингов).

“Чем вызвано такое отличие, стоит поинтересоваться у представителей Минфина, но мы анализируем оба показателя”, – заявила Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ.

Для того, чтобы подсчитать, под какой процент МВФ предоставляет Украине кредитные средства, можно воспользоваться данными с официального сайта МВФ, где указывается объем выплаченных процентов.

Чтобы определить какова эффективная годовая ставка для Украины, необходимо объем выплаченных процентов за год разделить на средний объем задолженности за год.

Конечно, этот показатель не стоит воспринимать как истину в последней инстанции, но представить порядок цифр на его основании вполне можно. К примеру, в 2014 году объем процентов составил 38,6 млн СПЗ: объем задолженности составил 5,3 млрд СПЗ, если исходить из данных по госдолгу Минфина. Значит размер ставки 0,7% годовых. Если же исходить из данных по госдолгу, представленных МВФ, то объем задолженности составил 3,9 млрд СПЗ. Значит ставка – 0,98% годовых.

В 2016 году по новой программе EFF процент увеличился. За 8 месяцев объем процентов составил 113,9 млн СПЗ, то есть за год эта сумма предположительно может составить 170,1 млн СПЗ.  При текущем объеме задолженности ставка составляет 1,9%, если исходить из показателей Минфина, или 2,2%, если брать объем задолженности представленный МВФ, анализирует Коробкова.

За счет чего Украина будет рассчитываться по долгам?

“Ответ на этот вопрос кроется в проекте бюджета на 2017 год. В любом случае рассчитываться по внешним обязательствам Украина будет за счет доходов бюджета. Каких именно, пока говорить сложно. Возможно, от полученных доходов за счет приватизации гособъектов. Или же за счет новых заимствований”, – добавляет Коробкова.

Что нам сделать для..?

МВФ не исключает, что совсем скоро Украина получит четвертый по счету транш, однако в Фонде не оповестили о точной сумме кредита, а также о времени передачи средств.

Глава Национального банка Валерия Гонтарева в заявлении о третьем транше сообщила, что Украина в скором времени сможет получить 1,3 млрд долларов. В Министерстве финансов уже успели сделать заявление относительно того, какие шаги страна должна предпринять для получения кредита.

Министр финансов Александр Данилюк отмечает необходимость во внедрении пенсионной реформы, и в принятии закона об обороте сельскохозяйственных земель для получения следующего транша Международного валютного фонда.
“Среди прочего есть вопрос формирования рынка земли. Но это еще не открытие этого рынка, а мы должны принять закон об обороте сельхозземель”, – сказал он.

Министр заявляет, что правила работы рынка необходимо еще разработать, так как это является очень важным для развития аграрного сектора страны. “Эта концепция сейчас разрабатывается. И вместе с депутатами мы будем обсуждать это”, – добавил Данилюк.

В вопросе пенсионной реформы министр был довольно краток, он сообщил, что правительство страны должно создать справедливую пенсионную реформу.
В обновленном тексте меморандума (новую редакцию которого опубликовал “Апостроф”) о сотрудничестве Украины с МВФ по программе EFF прописано ряд новых требований, и по большей части они связаны с внедрением пенсионной реформы в стране.

В декабре 2016 года правительство должно принять закон, предусматривающий изменения в пенсионном возрасте. Этот вопрос всплывает уже неоднократно.
Председатель Совета Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов Татьяна Сальникова рассказала, что когда ранее обсуждалась модель пенсионной реформы, еще до предыдущего правительственного законопроекта, из всех предложенных вариантов сокращения дефицита Пенсионного фонда подъем пенсионного возраста давал самый большой финансовый эффект.
“Но, несмотря на это у нас не поднимут пенсионный возраст”, – резюмирует Сальникова.

В ближайшей перспективе этот вопрос будет все так же находиться в подвешенном состоянии. В законе МВФ также требует пересмотреть сокращение оснований для досрочного выхода на пенсию и ужесточение оснований для получения минимальной пенсии. Среди других требований, указанных в документе, предполагается отмена спецпенсий и создание условий для введения накопительной системы пенсий. Но,  что значит отмена спецпенсий?

Это означает перенос их (спецпенсий, – ред.) в отдельные системы, иными словами убрать спецпенсии из бюджета ПФУ и переложить их на государственный бюджет. И это приведет к тому, что дефицит ПФУ уменьшится, а государственного бюджета увеличится.

“В принципе, все предложенные методы под собой имеют хорошее обоснование. Да, действительно, ПФУ не должен быть источником компенсации непенсионного характера. Метод правильный, но к тому, чтобы в стране выдавались нормальные пенсии, этот метод не имеет никакого отношения”, –  сказала Татьяна Сальникова.

Ранее Finance.UA уже обращал внимание на то, что в Украине вопрос о “не времени” проводить пенсионную реформу не могут решить уже с 2007 года. Каждый год промедления, со слов Татьяны Сальниковой, лишает порядка 64 тысяч человек шанса получить дополнительный источник доходов в старости дополнительно к мизеру солидарной пенсии. Выходит, что на сегодня, когда представители власти говорят “не время для реформы”, они тем самым лишают почти 600 тысяч граждан такой возможности.

Со слов Сальниковой, правительство на сегодняшний день не внедряет никаких условий для реализации и продвижения накопительной системы. Возможно, об этом более подробно сможет рассказать ПФУ, но на данный момент, ответ на запрос корреспондента Finance.UA редакция сможет получить только спустя 7 дней.

Медлить, нельзя
Промедление с внедрением реформы отодвигает отнюдь не только деньги МВФ. Оно отодвигает мобилизацию внутренних денег в государстве для экономики, и привлечение внешних денег, не только от МВФ, а также от внешних частных инвесторов.

“МВФ занимает последовательную позицию в том, что второй уровень системы необходимо внедрять, однако Министр социальной политики против внедрения второго уровня.

Приблизительно министр говорит следующее: давайте сначала найдем, чем залатать дыры ПФУ, поднимем официальные зарплаты, выведем их из тени, проведем приватизацию, а потом поговорим о внедрении второго уровня пенсионной системы. Я не понимаю, почему это нельзя проводить параллельно!? На этот вопрос он ничего не ответил. Я все же думаю, что под давлением МВФ этот процесс будет проходить гораздо быстрее, – добавила Председатель Совета Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов Татьяна Сальникова. – А вообще, мне самой хотелось задать пару вопросов всем, кто рассуждает – внедрять или нет второй уровень пенсионной системы. Почему вы хотите лишить людей возможности быть в два раза более обеспеченными на пенсии? Почему хотите отказаться от дополнительных 25% ВВП для страны и от 16 триллионов гривен инвестиций, за которыми не нужно ходить по миру с протянутой рукой? Только потому, что это будет в 2050 году и вы не получите от этого политических дивидендов прямо сейчас? А если повысить налоги и повысить за счет этого еще на 20 гривен пенсию, то можно отчитываться, что дырку в бюджете ПФУ залатали?”

Юлия Кузнецова

По материалам Finance.UA



© 2008 Всеукраинский администратор пенсионных фондов.