рус укр eng
 


finance.com.ua finance.com.ua

По карману ли Украине пенсионная реформа?
При существующем дефиците пенсионного фонда Украина не готова переходить ко второму этапу пенсионной реформы. Нынешним пенсионерам через пару лет просто не хватит денег. Будущие же пенсионеры вообще рискуют остаться без пенсии
Нужна накопительная система - Гарячая Елена, замминистра труда и социальной политики
В 2009 году предполагается, вступление в силу закон об обязательной накопительной системе. Это совершенно новая для Украины система. Она предполагает появление собственности граждан на взносы, накопленные с целью пенсионного обеспечения. Эта система будет работать параллельно с солидарной, существующей сейчас. Средства, накопившиеся на персональном счету в накопительном фонде, каждый сможет передать по наследству. Они не делятся ни между богатыми и бедными, ни между здоровыми и больными, как предполагает солидарная система. Ведь пенсии нынешним пенсионерам по негласному договору между поколениями обеспечивают ныне работающие граждане Украины.
На переходном этапе, который согласно законодательству продлится 10 лет, средства накопительной системы будут сохраняться в накопительном фонде. Он будет администрироваться государственным пенсионным фондом, но система будет работать, как банковский счет. Современная молодежь будет иметь право вкладывать средства в тот фонд, который выберет.
Предполагается, что такая возможность появится через 10 лет или ранее. Частная пенсионная система развивается всего второй год. Потому говорить сегодня, что мы можем предоставить такую возможность завтра, мне кажется неосмотрительным. Каждый месяц работодатель будет перечислять взносы работника на накопительный счет. Каждый месяц на эти средства будет насчитываться инвестиционный доход. В этой системе будут участвовать те, кто на момент вступления в силу закона о накопительной системе не достиг возраста 40 лет. Если вы принимаете участие в солидарной и накопительной системе, то ваш коэффициент стажа в солидарной системе уменьшается. Соответственно, 7% ваших взносов поступят в накопительную систему. А 27% — останутся в солидарной. Потому работникам старшего возраста более выгодно остаться в солидарной системе, потому что размер пенсии будет более высоким.
Мы отдаем себе отчет в том, что с переходом к накопительной системе может возникнуть проблема дыры в средствах пенсионного фонда. Но этот дефицит (10 млрд. грн.) возникнет в том случае, если одномоментно вывести всех из солидарной системы. Нас не пугает полный переход к накопительной системе с 2009 года, поскольку планируется, что этот год будет бездефицитным для Пенсионного фонда. Я не хочу преувеличивать и утверждать, что с 2009 года пенсионеры будут жить лучше. Те, кто будут принимать участие в накопительной системе, отдачу получат только через 20 лет. Но если накопительную систему не внедрить, то в связи с демографической ситуацией у нас произойдет кризис солидарной системы, когда соотношение пенсионеров к работающим составит один к одному. Сегодня мы имеем примерно 20 млн. активного работоспособного населения и 14 млн. пенсионеров.
Но у нас освобождены от уплаты взносов в пенсионный фонд лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью и избрали упрощенную систему налогообложения. Этого не должно быть. В настоящий момент в период подготовки закона о едином социальном взносе мы пытаемся этот вопрос урегулировать и создать привлекательные условия для уплаты взносов по типу единого окна. В ближайшее время такой законопроект появится в Верховной Раде, появится и законопроект о накопительной системе.
Конечно, есть еще ряд проблем, которые необходимо решать. Это вопрос пенсионного возраста, размера отчислений в пенсионный фонд, если число работающих будет сокращаться. Мы знаем, что количество работоспособного населения существенно не увеличивается. Как решать этот вопрос? Возможно, придется уменьшать размеры пенсий, а отчисления на пенсионное обеспечение увеличивать.
Можно также повысить пенсионный возраст. Но делать это надо постепенно, это даст возможность человеку психологически подготовиться. А важнее всего — чтобы мы могли обеспечить рынок труда для этих людей. Иначе расходы пенсионного фонда будут уменьшаться, но увеличатся расходы по фонду занятости. В контексте решения проблемы солидарной системы считаю необходимым провести дискуссию в обществе относительно одинакового пенсионного возраста для мужчин и женщин. ООН утверждает, что установление разного пенсионного возраста для мужчины и женщины является дискриминацией.
Соревнование двух систем — частной и государственной — пойдет на пользу человеку. Солидарная система зависима от демографических показателей, а частная система зависима от колебаний на фондовых рынках. Потому нужно комбинировать эти варианты.
Чтобы снизить риски накопительной системы, мы отделили средства работодателей от пенсионных средств. Мы предусмотрели в законе диверсифицированный портфель — вы можете вложить, условно, 30% в ценные бумаги, которые гарантированы правительством, 30% в акции, 20% — в ипотечные ценные бумаги. Мы выписали положение о накопительной пенсионной системе таким образом, чтобы минимизировать все риски.
Единственным риском в этом случае является обвал фондового рынка в мире и у нас. Но тогда средства обесценятся везде. Говорить о том, что нужно создавать какие-то резервные защитные фонды — это просто обманывать людей, брать у них дополнительные средства для того, чтобы создавать вероятностный предохранитель. К операциям с пенсионными вкладами мы привлечем профессиональные институты — компании по управлению активами. На тендерной основе будут отобраны наилучшие из них. Я думаю, что введение вышеупомянутых мер более чем достаточно, чтобы успокоить вкладчиков. Мне бы не хотелось, чтобы мы потеряли такой потенциал, как накопительную систему. В противном случае нам остается кормить пенсионеров других государств. Те фонды, которые создали наши соседи, будут вкладывать средства в нашу экономику, и получать инвестиционную прибыль для своих пенсионеров.



© 2008 Всеукраинский администратор пенсионных фондов.