укр рус eng
 


finance.com.ua finance.com.ua

Небанковские финучреждения будут платить дань на содержание надзора

Госфинуслуг намерена увеличить свое финансирование. Небанковский регулятор подготовил проект закона, согласно которому его подопечных обяжут вносить ежегодные платежи на содержание надзора. Размер «пожертвований» может составить до 0,3% от балансовой стоимости активов финорганизаций.
Вопрос о финансовой независимости Госфинуслуг муссируется уже давно. Норма о том, что регулятор должен частично финансироваться за счет поднадзорных ему фин-учреждений, была прописана еще в первоначальном варианте закона «О финансовых услугах и госрегулировании рынков финансовых услуг», который в 2001 г. был ветирован Президентом. И хотя из окончательной редакции документа эта норма исчезла, госкомиссия время от времени настойчиво пытается протолкнуть ее вновь. Пару лет назад глава Госфинуслуг Виктор Суслов заявил, что намерен лоббировать законодательный акт, в соответствии с которым финансисты будут делать отчисления в пользу регулятора. Причем размер платежей планировалось привязать к размеру уставных фондов финучреждений. Спустя два года идея о финансировании чиновников за счет подопечных, претерпев некоторые метаморфозы, наконец-то воплотилась в законопроект.

 

По итогам прошлого года бюджетное финансирование Госфинуслуг составило 9,4 млн грн. Однако в комиссии сетуют, что с учетом довольно внушительной армии чиновников (их, включая региональные подразделения, насчитывается около 300) и многочисленных расходов денег остро не хватает. «Во всем мире этот вопрос решается введением платежей надзора, т. е. финансирования (частично или в полном объеме) за счет независимых внебюджетных источников. Мы же полностью финансируемся из бюджета, а соответственно, зависимы. Ежегодно мы теряем не менее 30% сотрудников из-за того, что не можем обеспечить им должный уровень зарплаты. И это отражается на эффективности регулирования финансовых рынков. Поэтому мы вновь и вновь ставим вопрос о необходимости платежей надзора», — заявил председатель Госфинуслуг Виктор Суслов.

В соответствии с проектом закона, подведомственные регулятору финучреждения (страховые компании, кредитные союзы, пенсионные и инвестиционные фонды, ломбарды, лизинговые компании и др.) могут предоставлять финансовые услуги только при условии уплаты платежей надзора. Они будут относиться на валовые затраты организаций. Полученные деньги комиссия собирается использовать на обучение и повышение квалификации сотрудников, их заработную плату, информирование потребителей финуслуг о состоянии финансовых рынков, развитие информационных технологий, материально-техническое обеспечение и т. д.
Порядок расчета платежей для каждой группы финучреждений, контроля над полнотой и своевременностью внесения взносов, а также сроки их оплаты будет устанавливать госкомиссия. Однако проект документа оговаривает, что размер платежей не может превышать 0,3% от показателя средней стоимости активов финучреждения за предыдущие четыре квартала, предшествующие дате утверждения бюджета регулятора на следующий год. За просрочку при уплате платежей надзора компаниям будет начисляться пеня по 0,5% от суммы задолженности за каждый день опоздания. Излишки платежей, превышающие бюджет регулятора, перечислят в бюджет страны.
Предполагается также, что свою лепту в финансирование Госфинуслуг будет вносить и Нацбанк. Совету НБУ также отводится функция контроля над использованием комиссией платежей надзора. Но, чтобы не поставить себя в зависимое положение перед Нацбанком (который, кстати, достаточно часто упоминается в проекте), регулятор специально оговаривает, что тот не может никоим образом вмешиваться в процесс регулирования небанковских рынков, а также давать рекомендации по назначению или увольнению высших чиновников Госфинуслуг либо оценивать их работу. Учитывая довольно высокую верхнюю планку, принятую для расчета платежей и привязку ее к активам финучреждений, сумма отчислений в пользу надзора может оказаться довольно значительной. К примеру, суммарные активы страховщиков по итогам 9 месяцев прошлого года составили 20,2 млрд грн., кредитных союзов — почти 1,6 млрд грн. Это означает, что только эти две группы компаний должны будут перечислить регулятору около 108 млн грн. в год. Разумеется, не факт, что и те и другие будут платить деньги в бюджет Госфинуслуг по максимальной ставке. Тем не менее финансисты довольно настороженно отнеслись к запланированным нововведениям. «Частичное финансирование регулятора за счет участников рынка — идея неплохая. В этом случае надзор будет заинтересован в исполнении не только карательных функций, но и развитии рынков. Но любые обязательные платежи такого рода должны уменьшать налоговые отчисления в бюджет, а не усиливать фискальное давление. В противном случае, учитывая максимальную ставку платежей надзора (0,3%), налоговая нагрузка на страховщиков увеличится примерно на 25–35%», — говорит председатель правления УСК «Веста» Вячеслав Черняховский.
Спорной компании считают и норму о том, что отправной точкой для расчета величины платежей надзора должен являться объем активов финучреждения. «Например, у лайфовых страховщиков до 90% активов в перспективе будут формироваться за счет резервов, т. е. денег клиентов. Поэтому введение своего рода налога на эти средства равнозначно тому, что банки платили бы отчисления НБУ с депозитного массива. Такой подход несправедлив, поэтому было бы целесообразнее ввести привязку платежей надзора к каким-то другим параметрам — уставному фонду, обороту компаний и т. д.», — считает председатель правления СК «ТАС» Павел Царук.



© 2008 Всеукраинский администратор пенсионных фондов.